Вот и подбегает к завершению мой четвертый год жизни в частной практике. Сделал некоторые подсчеты и умозаключения.
Мой первый долгосрочный клиент по рыночной цене у меня появился спустя 5 лет и 3 месяца от начала 1 ступени. К тому времени я получил диплом психолога, прошел сертификацию (с условиями) на 2 ступени, закончил 3 с половиной специализации, 120 часов индивидуальной терапии, 150 часов тергруппы, 1 год супервизорской группы, 5 интенсивов и только начал 3 ступень (зачем-то). С 2013 года я эпизодически принимал клиентов вне учебных проектов, частным образом за символическую цену или бесплатно, этих часов было не более 50, плюс 50 часов работы с тремя кейсовыми клиентами.
У меня получилось так что, я сразу занялся частной практикой. Я не работал ни в какой структуре, психологическом центре, клинике или волонтерской организации, хотя несколько раз я пробовал устроиться кое-куда, но безуспешно. В моем окружении были преподаватели, которые говорили, что обязательно нужен опыт работы психологом где-то на ставке или в штате психологического центра, перед тем, как начать свою практику. Но были и те, кто говорили, что можно сразу заняться частной практикой и получить весь необходимый опыт там. У меня получилось пойти по второму пути. К Новому Году я отработаю примерно 2250 часов ровно за 4 года. Почти все это время я получаю супервизию два раза в месяц. Либо два раза в группе, либо раз в группе и раз индивидуально. Бывают перерывы по разным причинам.
Помимо основной части работы, индивидуального приема, я очень горжусь тем, что у меня получается вести терапевтическую группу. Мне кажется группа приносит мне больше удовлетворения и чувства самореализации, чем работа один на один. Мне бы хотелось больше вести тергруппы.
Так как эта профессия по определению помогающая, в ней много альтруизма, работы на благо другого. А так как мы живем в условиях дикого капитализма, в котором каждый сам за себя, то нужно ставить довольно высокую цену за свою работу (хотя все, конечно, относительно) и таким образом удовлетворять свои индивидуалистические потребности. Меня до сих пор удивляет сочетание того, что я делаю от души, но только за определенную сумму денег. Мой внутренний идеалист в замешательстве.
Я человек широких взглядов. Я не могу преданно следовать одной единственной модели психотерапии, будь-то гештальт или еще что-то. Я думаю, что эффективность инструментария любого направления психотерапии обусловлена тем насколько терапевт в курсе происходящего в мире. Это знание о мире, обществе и человеке. Нужно знать какие бывают социальные психопатии и как в них жить конкретному человеку. А что делать когда общество пронизано вдоль и поперек этими психопатиями? Возможно, находить островки адекватности или создавать такие самому.
Предполагается, что в результате хорошего воспитания и образования, у человека формируется система мировосприятия по формуле — Мир окей и я окей. Если человеку не очень повезло в жизни, то он думает, что — Я не окей, но мир, то все равно окей. Вот поработаю над собой и встроюсь в хороший мир. А те, кому больше всех не повезло, живут по схеме — Я не окей и мир не окей. Что-то я крепко сомневаюсь в этой концепции, что при хорошем воспитании и образовании, человек придет к выводу, что он окей и мир окей. Скорее, — Ну так себе, и мир и я, не фонтан, но жить можно, но не всем, вообще вопросов много, — но однозначного позитивного восприятия себя и окружающего думаю не будет.
В общем полет нормальный. Были сделаны ошибки, тактические и стратегические. Есть над чем работать и совершенствовать. Есть и много поводов для радости и гордости за себя. Ну и никуда ни деться от тревоги вглядываясь в завтрашний день.